звоните в любое время
Блог

Ловушка стоимости (value trap) или почему дёшево не всегда привлекательно

16 мая
Ловушка стоимости (value trap) или почему дёшево не всегда привлекательно

Мы запускаем цикл постов о типичных ошибках при инвестировании, начнём с достаточно популярной ловушки, которая называется «Ловушка стоимости» или «Value trap».

В инвестировании она характеризует ситуацию, когда человек покупает актив (обычно акции компании) по низкой цене, потому что считает, что это хорошая сделка из-за низкой стоимости актива. Инвестор анализирует мультипликаторы: чем они ниже, тем она «дешевле» для приобретения и наоборот. Может показаться, что компания «недооценена» и рост произойдет в ближайшее время, но это не всегда является правдой. Стоимость актива может продолжать падать или оставаться на низком уровне из-за проблем в компании или отрасли.

Инвесторы могут попасть в эту ловушку, если не провели достаточный анализ рынка и конкретной компании, стадии бизнес-цикла, возможностей и угроз для её развития и так далее. То есть, в момент принятия решения, оценка является очень нерациональной и не подкреплённой никакими техническими расчётами.

Как же избежать попадания в «ловушку ценности»?

Во-первых, проводить соответствующий анализ непосредственно компании по пунктам, описанным выше, а также тщательно проанализировать рынок и отрасль в целом. Например, компания по фазе жизненного цикла по И. Адизесу находится ближе к фазе «аристократизм», что делает ее нестабильной и непостоянной, из-за чего риск оказаться в «минусе» растёт.

Во-вторых, важно уделять внимание внутренней организационной структуре компании и тому, насколько понятны и конкретны ее миссия и цели. Примером может послужить ситуация, произошедшая с компанией Nokia, которая не успела адаптировать свои продукты к новым трендам и тенденциям, в то время как Android и IOS как раз становились законодателями трендов на рынке мобильных устройств. Немного цифр: в 2008 году доля рынка компании Nokia составляла 40%, а к 2012 году сократилась до менее, чем 5%. Выручка Nokia с €30,2млрд сократилась до €23,1млрд, что представляет собой падение на 23%. Именно поэтому важно анализировать перспективы роста и развития компания, смотреть на реальные разработки и достижения и в то же время сравнивать их с конкурентными.

В-третьих, важно обращать внимание на мультипликаторы. Разберем основные, на которые следует обращать внимание при анализе компаний для инвестирования.

  1. PE (Price to Earnings Ratio, коэффициент цена/прибыль) Этот мультипликатор используется при анализе меньше, чем остальные, но все же скажем, для чего он используется. Чем мультипликатор ниже, тем дешевле стоит компания относительно её прибыли. Полезным показатель PE может быть, если сравнивать его с РЕ другой компании или со среднерыночным значением. Тогда вы сможете оценить, насколько дела у компании идут хорошо.
  2. P/B (Price to Book Ratio, коэффициент цена/бухгалтерская стоимость) оценивает номинальную стоимость компании по отношению к реальной. То есть, индекс<1 может указывать, что акции продаются дешевле их реальной стоимости. Таким образом, данный мультипликатор может вам указать на выгодное предложение, но всё же стоит перепроверить дважды, не стоят ли за этим большие финансовые потери.
  3. EV/EBITDA (Enterprise Value to EBITDA, соотношение стоимости предприятия к EBITDA)один из самых полезных мультипликаторов, который помогает оценить стоимость компании независимо от её капитала. Он может быть особенно полезен при анализе компаний в рамках одной отрасли, например, промышленного производства. С помощью EV/EBITDA можно идентифицировать компании с точки зрения их пере- и недооценённости.

Обращая внимание на все пункты, которые мы описали, Вы точно сможете прокачать свою способность анализировать компании на фондовом рынке и минимизировать вероятность попасть в ловушку стоимости.